РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
«О средствах массовой информации»
- Как будет действовать закон о «суверенном интернете»?
- Федеральный закон от 01.07.2022 N 260-ФЗ «О внесении изменения в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
- Федеральный закон от 1 июля 2022 г. N 236-ФЗ «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на территории Российской Федерации»
- Федеральный закон от 1 июля 2022 г. N 260-ФЗ «О внесении изменения в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
- Федеральный закон от 1 июля 2022 г. N 261-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» и статью 105 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
- С 1 февраля 2022 года на владельцев социальных сетей возлагаются дополнительные обязанности в отношении распространяемой информации
- С 1 ноября вступил в силу закон об «автономном Рунете»
- Как будет действовать закон о «суверенном интернете»?
- Федеральный закон от 02.07.2022 г. № 319-ФЗ
- Что изменится в законодательстве об информации в 2022 году
- Федеральный закон от 29.06.2022 г. № 234-ФЗ
РЕГИСТРАЦИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Регистрация средства массовой информации – это необходимое условие, которое обеспечит законность распространения средств массовой информации. Как закреплено в Законе РФ «О средствах массовой информации» (далее – Закон о СМИ) под средством массовой информации понимается:
- периодическое печатное издание (газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание);
- сетевое издание (сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»);
- телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа (совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач);
- телеканал, радиоканал (совокупность теле-, радиопрограмм и (или) соответственно иных аудиовизуальных, звуковых сообщений и материалов);
- иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием).
Для того, чтобы определиться с формой периодического печатного издания, обратимся к ГОСТ 7.60-2003, в соответствии с которым газета– это периодическое газетное издание, выходящее через непродолжительные интервалы времени, содержащее официальные материалы, оперативную информацию и статьи по актуальным общественно-политическим, научным, производственным и другим вопросам, а также литературные произведения и рекламу.
Журнал – это периодическое журнальное издание, имеющее постоянную рубрикацию и содержащее статьи или рефераты по различным вопросам и литературно-художественные произведения.
Альманах – это сборник, содержащий литературно-художественные и (или) научно-популярные произведения, объединенные по определенному признаку.
Бюллетень – это периодическое или продолжающееся издание, выпускаемое оперативно, содержащее краткие официальные материалы по вопросам, входящим в круг ведения выпускающей его организации.
Периодические печатные издания, как и радио-, теле-, видео-, кинохроникальные программы, должны выходить в свет (в эфир) не реже одного раза в год. Вместе с тем, если вы планируете распространять периодическое печатное издание тиражом менее одной тысячи экземпляров или аудио- и видеопрограммы в записи тиражом не более десяти экземпляров, то в этих случаях регистрировать средство массовой информации не понадобится.
Несколько слов о сетевых изданиях. Как уже отмечалось выше, сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» может быть зарегистрирован как сетевое издание в соответствии с Законом о СМИ.
До недавнего времени в Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» было закреплено понятие блогер, которым признавался владелец сайта и (или) страницы сайта в сети «Интернет», на которых размещается общедоступная информация и доступ, к которым в течение суток составляет более трех тысяч пользователей сети «Интернет».
Такой владелец обязан был соблюдать требования, в том числе, законодательства Российской Федерации, регулирующее порядок распространения массовой информации. Однако с середины 2017 года статья, регулирующая деятельность блогеров, утратила силу и Роскомнадзор прекратил ведение реестра блогеров, поэтому требования о соблюдении Закона о СМИ теперь распространяются только на сайты, зарегистрированные в установленном законом порядке.
Учредителями средства массовой информации могут быть как физические, так и юридические лица.
Управление средством массовой информации осуществляет редакция этого средства массовой информации, поэтому тут необходимо сразу сделать оговорку. Если от деятельности средства массовой информации вы планируете получать доход, то редакция должна быть юридическим лицом, т.к. сам факт регистрации средства массовой информации не наделяет редакцию статусом юридического лица.
Для регистрации средства массовой информации в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) или в ее территориальный орган учредителю необходимо предоставить заявление, в котором указываются:
Сведения об учредителе (соучредителях);
Наименование (название) средства массовой информации (должно быть уникальным, т.к. регистрация средства массовой информации с теми же наименованием (названием) и формой распространения не допускается);
Язык (языки) распространения;
Адрес редакции;
Форма периодического распространения (теле-, видео-, аудио-, радио-, кинохроникальная программа, теле-, радиоканал, периодическое печатное издание, сетевое издание и проч.);
Предполагаемая территория распространения (данный фактор также влияет на размер государственной пошлины);
Примерная тематика и (или) специализация;
Предполагаемая периодичность;
Максимальный объем (для периодических печатных изданий – количество страниц, формат и тираж; для теле-, радио-, видео-, аудио-, кинохроникальной программы, теле-, радиоканала – единицы измерения времени; для сетевых изданий и электронных периодических изданий – соответствующие единицы измерения информации (например, байты);
Источники финансирования;
Сведения о том, является ли учредитель в отношении других средств массовой информации учредителем, собственником, главным редактором (редакцией), издателем или распространителем;
Доменное имя сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (для сетевого издания);
Контактная информация.
К заявлению необходимо приложить следующие документы:
Заверенную нотариусом копию паспорта – если учредитель физическое лицо;
Копии учредительных документов (могут быть заверены самим юридическим лицом или нотариусом) – если учредитель юридическое лицо;
Выписку из реестра акционеров, список участников общества с ограниченной ответственностью – если учредитель юридическое лицо;
Копии документов, подтверждающих право использования доменного имени сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет при учреждении сетевого издания (могут быть заверены юридическим лицом или нотариусом);
Заверенную нотариусом копию страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования (страхового свидетельства государственного пенсионного страхования) – если учредитель физическое лицо;
Для регистрации средства массовой информации, осуществляющего вещание (теле- или радиоканал), также необходимо предоставить уведомление о соблюдении статьи 19.1 Закона РФ «О средствах массовой информации».
Заявление о регистрации средства массовой информации рассматривается Роскомнадзором (его территориальным органом) в течение тридцати рабочих дней (территориальным органом — в течение 15 рабочих дней) после чего, при отсутствии оснований для отказа в регистрации, в реестр зарегистрированных средств массовой информации вносится соответствующая запись, а учредителю выдается (направляется посредством почтового отправления) выписка из этого реестра.