Кукла, как инструмент психологической диагностики и коррекции

Рожкова А.В.,
Астрахань

Кукла часто используется в психологической практике самостоятельно в качестве куклотерапии или совместно с другими направлениями в мультимодальном подходе/

  • психодраме, символдраме,
  • гештальт терапии,
  • эмоционально-образной терапии,
  • имаготерапия,
  • геймификации различных процессов, игротерапии,
  • арт-терапии, сказкотерапии,
  • педагогической и реабилитационной психологии,
  • детской и семейной психологии,
  • организационной психологии.

Кукла выступает связующим звеном между клиентом и психологом в диагностике и коррекции. Клиент проецирует опыт в игру, где главный объект кукла.

Технология популярна в отечественной и зарубежной практике, показывая свою эффективность.

Первые попытки использовать кукол в лечебных целях были предприняты невропатологом М. Райтом (1926г). С помощью театра доктор устранял неврозы. В России также в конце 20в детскими психологами Шишовой И.Я. и Медведевой И.Я была разработали полноценную методика психокоррекции- драматическая психоэлевация, включающая в себя псиологические этюды и психокоррекционные пьесы [5].

Куклотерапия широко применяется для разных возрастных групп.

Метод куклотерапии активно используется при работе с детьми дошкольного, школьного возраста. Эффективен при запросах о протестном поведении подростков. С помощью этого подхода специалист корректирует агрессивность, тревожность и страхи.

Терапия незаменима при работе с детьми с поведенческими нарушениями и психотравмами.

Куклотерапия является частью коррекционно-психологической помощи в работе с детьми с ОВЗ. Отдельно формируются группы для разных типов нарушений-психоречевых, опорно-двигательных, зрения, речи, слуха, поведения и общения, комплексные нарушении психофизического развития, умственная отсталость, детский аутизм [7].

Кукла не только является стимульным материалов в детском психологическом консультировании, но и позволяют достичь хорошего терапевтического эффекта при работе со взрослыми. Внутренние переживания переносятся на символический объект, кукла несёт защитную функцию, создавая безопасное пространство для работы. С помощью куклотерапии во взрослом возрасте можно раскрыть скрытые способности, выстроить траекторию развития, активировать процесс мотивации, сформировать новые коммуникативные навыки, развивает возможности эмоциональной саморегуляции, творческие способности.

Процесс работы в данной технике предполагает сюжетность, по мере развития событийности у клиента нарастает эмоциональное напряжение, после достижения максимального уровня происходит эмоциональная разрядка. С помощью игры человек может проиграть ожидаемые события, прожить тяжелые эмоции, разобрать свои переживания.

Занятия происходят с использованием разных видов кукол: перчаточные, игрушки-марионетки, игровые (из пластилина, тканевые, бумажные), ростовые.

По мнению исследователей, при корректировке страхов, тревожности – используются пальчиковые, теневые куклы; для укрепления внутрисемейных отношений – куклы-марионетки; для развития моторики, памяти, внимания используются пальчиковые куклы; работа с переживаниями, неврозами и страхами проходит с использованием куклы-перчатки, которая оказывает удивительное терапевтическое воздействие [3].

К задачам метода куклотерапии относят:

  •  установка эмоционального контакта;
  • отреагирование эмоций;
  • актуализация ресурсов
  • расширение спектр личностных ролей и образа «Я»
  • разрешение конфликтов;
  • ликвидация болезненных переживаний;
  • преодоление внутренних противоречий;
  • укрепление психического благополучия;
  • снятие напряжения;
  • развитие воображения и творческого мышления.

Взаимодействуя с куклой, создавая ее и изменяя, человек наделяет куклу состоянием, с которыми не может соприкоснутся в себе и у других в действительности. Благодаря этому взаимодействию он способен расстаться с некоторыми ограничивающими убеждениями, прошлыми образами себя, травмирующими и вытесненными событиями [1].

Процесс изготовления куклы символизирует переход от хаоса к порядку, во многих культурах использование кукол в воспитательной работе складывалось исторически.

В славянской культуре обрядовые куклы играют особую роль. Их делали к определенным важным в жизни каждого человека событиям и к традиционным праздникам.

Для каждого этапа жизни были свои обереги. Дети с помощью кукол обучались бытовым навыкам, решали вопросы защиты и сопровождение инициаций.

В современной корпоративной культуре Японии есть возможность включать куклотерапию в создание благоприятного психологического климата в коллективе. На многих предприятия существует разгрузочные комнаты с ростовыми куклами начальников, для снятия эмоционального напряжения и экологичного проявления агрессии.

Европейские педагогические традиции использования «терра-поппетс» для разрешение внутренних конфликтов. Терра-поппетс терапевтическая, тряпичная кукла высотой 1-1,4м, сшитая из плотной ткани и набитая поролоном. Особенность ее в том, что она не обозначена ни полом, ни возрастом. Кукла обладает гибкостью и пластичностью, что облегчает анализ личных вопросов.

Особый диагностический интерес представляет выбор «тульпы», воображаемого персонажа. Тульпа представляет собой материализовавшуюся мыслеформу. В западную культуру пришла из религиозных учений Индии. Воображаемый друг может стать самым близким существом, он по-настоящему может понимать человека. такая фантазия помогает решить какую-либо проблему, используя собственное подсознание, и избежать неприятностей и опасности. Тульпа является отражением детских травм, нереализованных отношений и отсутствия необходимых людей в реальной жизни человека. Она помогает временно заполнить свою жизнь недостающими персонажами и ненадолго получить облегчение от незакрытой травмы [10].

В заключение необходимо отметь психологические эффекты, которые возникают в процессе взаимодействия с куклой.

  • коммуникация, формирование эмоционального контакта детей в коллективе,
    предоставляя безопасные каналы для коммуникации;
  • релаксация, снятие эмоционального перенапряжения;
  • воспитание, психокоррекция проявлений личности в игровых моделях жизненных ситуаций;
  • развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т.д,
  • обучение, обогащение информацией об окружающем мире.

Литература:

  1. Гребенщикова Л.Г. Основы куклотерапии: галерея кукол. СПб.: Речь, 2007
  2. Дженингс С., Минде А. «Сны, маски и образы. Практикум по арт-терапии». М., 2003.,., 200 2003.
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д, Грабенко Т.М. «Практикум по креативной терапии». М.: ТЦ Сфера, 2003
  4. Колошина Т., Тимошенко Г. «Марионетки в психотерапии». М., 2001
  5. Медведева И.Я, Шишова Т.Л. Дети, куклы и мы.- Рязань: Зерна-Слово, 2014
  6. Назарова Л. «Фольклорная арт-терапия». СПб.: Речь, 20020022.
  7. Татаринцева А.Ю. «Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда». СПб.: Речь, 2007
  8. Max Von Boehn. Dolls And Puppets. Publisher: Wellhausen Press, 2010
  9. Mukesh Williams. Japan SPOTLIGHT. History of Relations of Asian Countries: Buddhist Monk Bodhisena in Japan (англ.) // no.235. — 2021. — Январь/февраль. — P. 40
  10. В. Лиснянская. Воображаемый друг: зачем создают тульпу// РБК: 06.06.2022 https://trends.rbc.ru/trends/social/ 2003.

Актуальное

Медиация в России и Китае

Статья посвящена рассмотрению исследованию особенностей распространения медиации в России и Китае, ее историческим предпосылкам, культурному базису, факторам, способствующим расширению медиативной…