Основными направлениями деятельности в рамках проекта являлись:
соблюдение принципа специализации судей, рассматривающих уголовные и (или) гражданские дела и материалы с участием несовершеннолетних;
введение в уголовный и гражданский процесс фигуры помощника судьи с функциями социального работника; социальная диагностика личности несовершеннолетнего и совершенного им правонарушения; составление карты социального сопровождения несовершеннолетнего правонарушителя как основы его реабилитационной программы;
психологическое сопровождение несовершеннолетних правонарушителей, жертв преступлений, а также детей и семей, попавших в трудную жизненную ситуацию; проведение психолого-педагогического исследования по гражданским делам, связанному с воспитанием детей; оказание содействия подросткам и их семьям в реализации их гражданских прав; применение к несовершеннолетнему мер воспитательного воздействия, как альтернативы уголовному наказанию; проведение процедуры медиации по спорам, вытекающим из семейных правоотношений; проведение восстановительной медиации по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних; школьная медиация; повышение уровня взаимодействия судебной, законодательной и исполнительной власти, правоохранительных органов, прокуратуры, органов и служб системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальных служб в сфере охраны прав ребенка и семьи.
На базе Липецкого областного суда был создан Координационный совет, председателем которого является Председатель суда, член Президиума Совета судей Российской Федерации Иван Иванович Марков. В состав Совета входят представители всех ветвей власти и управления, органов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, правоохранительных органов, общественных структур, высших учебных заведений, что позволяет подключать к реализации проекта ответственных за данные направления в регионах должностных лиц и органы, которые обеспечивают или контролируют соблюдение интересов детей.
Как правило, дела и материалы с участием несовершеннолетних рассматривают судьи, прошедшие дополнительное обучение в области педагогики, детской психологии и социологии. В уголовный и гражданский процесс введена фигура помощника судьи с функциями социального работника. Это помощники, которые состоят в штате суда и также прошли дополнительное обучение.
В соответствии с ч.1 ст. 421 УПК РФ, по уголовному делу о преступлении, совершенном подростком, устанавливаются условия его жизни и воспитания, уровень психического развития и иные особенности личности; влияние старших по возрасту лиц. Помощник судьи непосредственно беседует с подростком и его родителями, педагогами, выясняет круг общения, интересы, склонности, а также причины, побудившие к совершению преступления; решает вопросы проведения психолого-педагогического обследования. Это обеспечивает индивидуальный подход к каждому подростку. Составляется карта социального сопровождения. Собранные в ней сведения фактически являются докладом суду о личности несовершеннолетнего и позволяют сделать вывод о наиболее оптимальной мере ответственности подростка за совершенное им деяние, а также решить вопрос о необходимости принятия мер по защите прав несовершеннолетнего и его семьи для составления программы реабилитации самого правонарушителя. Карта социального сопровождения составляется на следствии, дополняется в судебном заседании, и после рассмотрения уголовного дела направляется в орган, исполняющий наказание.
Приведу один пример. Ольга, 16 лет, в группе лиц совершила кражу имущества на большую сумму. При изучении личности девочки были выявлены следующие факторы, способствовавшие совершению преступления: проблемы в общении с мамой и склонность к употреблению алкоголя. Ольга и ее мама были направлены для прохождения коррекционно-реабилитационных занятий к психологу. После посещения 8 занятий между девочкой и мамой возникли доверительные отношения, они научились находить общий язык по многим вопросам, стало меньше семейных конфликтов. Также Оле назначили лечение в наркологическом диспансере. В результате принятых мер у Ольги наблюдается положительная динамика снижения алкогольной зависимости, она успешно обучается в профессиональном лицее, участвует в общественных мероприятиях лицея, у нее сформировалось ответственное отношение к выполняемым заданиям, к необходимости возмещения причинённого её действиями вреда. И таких примеров много, в каждом районном суде области смогут рассказать о подростках, жизнь которых изменилась в лучшую сторону, благодаря суду.
Помощь в изучении личности несовершеннолетнего и разработке программы реабилитационных мероприятий оказывают педагоги-психологи. Каждому несовершеннолетнему правонарушителю предлагается помощь квалифицированного психолога-педагога, которая оказывается бесплатно и на добровольной основе. Заключение по результатам психолого-педагогического исследования содержит не только сведения об индивидуальных психологических особенностях несовершеннолетнего, но и предлагает комплекс коррекционно-реабилитационных мероприятий в отношении подростка с целью предупреждения совершения им повторных правонарушений.
Обобщениями судебной практики по уголовным делам было установлено, что ряд несовершеннолетних правонарушителей нуждается в специализированной коррекции поведения. Мы направляем таких ребят к педагогам-психологам, которые проводят с ними коррекционные занятия и психологические тренинги, работают с родителями, помогают наладить взаимоотношения в семье. Нуждаются в квалифицированной психологической помощи и подростки — жертвы преступления, а зачастую и несовершеннолетние свидетели. Поэтому Советом принято решение о необходимости привлечения психолога к работе с ними. Подросток, в отношении которого вынесен обвинительный приговор либо уголовное дело прекращено по не реабилитирующим основаниям (например, в связи с примирением сторон или назначением принудительных мер воспитательного воздействия) состоит на внутри судебном учете, с ним проводится кропотливая индивидуальная профилактическая работа – проведение патриотических, культурно-массовых мероприятий, например посещение музеев, выставок, проведение различных экскурсий, патриотических конкурсов; просвещение родителей по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Применяя новые технологии по уголовным делам, мы пришли к выводу, что в большинстве случаев причина совершения подростками преступлений кроется именно в семье. Поэтому в первую очередь оказывается помощь семьям, которые находятся в трудной жизненной ситуации.
На основании обобщений судебной практики рассмотрения гражданских дел с участием несовершеннолетних, а также исков о лишении родительских прав нами сделан вывод, что судебный процесс по таким делам должен быть ориентирован на сохранение семьи, восстановление внутрисемейных отношений, соблюдение приоритета прав ребёнка. Лишение родительских прав как исключительная мера должно следовать лишь тогда, когда не удается достичь положительного результата усилиями, предпринятыми для поддержки родной семьи ребенка, или когда нахождение ребенка в родной семье создает угрозу его жизни и здоровью.
При ежегодном подведении итогов работы по новым проектам было подтверждено, что достигнута основная цель проекта – помочь родителям преодолеть кризис и подвигнуть их на ответственное исполнение своих родительских обязанностей.
Статистика также подтверждает эффективность нашего проекта. Так, количество исков о лишении родительских прав в 2017 году снизилось в 2 раза по сравнению с началом проекта в 2008 году, при этом удовлетворение таких исков снизилось ещё значительней — с 90,2% до 66,9%, поскольку рассчитывается от количества рассмотренных дел. Нами отслеживается и количество повторно заявленных требований о лишении родительских прав (по новым основаниям) после отказа суда в удовлетворении требований о лишении родительских прав к тем же родителям, количество таких споров составляет от 5 до 10% от общего количества данной категории дел за год, а удовлетворяется таких требований не более половины от повторно заявленных. Такая практика подтверждает индивидуальную профилактическую работу фактически с каждым родителем.
В области на протяжении нескольких лет работает совместный проект Советского районного суда г.Липецка и наркологического диспансера по реабилитации неблагополучных родителей – «Школа родителей». Родители, у которых существуют проблемы с употреблением алкоголя и наркотиков, и которые хотят побороть зависимость, проходят лечение у врача-нарколога, им оказывается помощь в трудоустройстве. В этой «Школе» проводится работа по просвещению граждан в сфере семейного права, когда взрослым напоминают, что у них есть обязанности по воспитанию детей, а у несовершеннолетних – свои права. Участникам проекта объясняется процедура лишения родительских прав и то, какие последствия она влечёт. Родителям разъясняются психологические особенности развития ребенка того или иного возрастного периода, проводятся практические занятия по налаживанию контакта с несовершеннолетними, вырабатываются механизмы контроля над своим поведением и поведением подростка. Другие суды вправе направлять в «Школу родителей» лиц, желающих, чтобы им оказали подобную помощь. Таким образом, нет смысла копировать проект из другого суда, надо развивать собственный проект, отвечающий потребностям своего района.
Поэтому самостоятельную профилактическую работу проводят практически все суды области. В крупных судах на постоянной основе действуют тематические проекты для совершивших правонарушения детей и их родителей: «Молодежный клуб», клуб «Творчество», проект «Духовное возрождение семьи», клуб «Сто друзей» и другие, в рамках которых регулярно проводятся мероприятия на интересные и полезные для детей темы.
Результаты свидетельствуют о правильности выбранного нами пути. За десять лет нашей работы около трех тысяч несовершеннолетних правонарушителей были сняты с внутри судебного учета по исправлению либо в связи с достижением совершеннолетия, т.е. не совершили повторных преступлений. В период с 2008 по 2018 год удельный вес преступлений несовершеннолетних снизился с 7.4% до 3.4%, а количество судимых подростков, совершивших преступления повторно, сократилось в 8.5 раз – с 85 до 10 человек. За данный период в области ликвидирована колония для несовершеннолетних. Но самое главное – нам удалось изменить подход к работе с детьми-правонарушителями — от карательно-репрессивного к восстановительному.
В качестве меры первичной профилактики правонарушений и внутри школьных конфликтов развиваются школьные службы примирения — на 2018 год таких служб в области- 135. Суды взаимодействуют с кураторами школьных служб примирения, разрабатывают методы разрешения конфликтных ситуаций, возникающих в школе.
Отвечая на многочисленные вопросы о том, как построить такую работу, следует отметить, как обязательное условие то, что в регионе должно быть налажено взаимодействие правоохранительных органов, социальных служб, служб профилактики. От этого зависит уровень эффективности профилактической работы, и, как следствие, снижение количества повторных преступлений несовершеннолетних в регионе, а также количества прекращённых производством споров с участием несовершеннолетних.
Для обеспечения такого взаимодействия в области был создан Координационный совет, как орган, обеспечивающий взаимодействие между указанными структурами. Для эффективного уровня такого взаимодействия проводятся совместные семинары, «круглые столы», где мы делимся опытом, обсуждаем проблемные вопросы, итоги работы и делаем это систематически для определения динамики развития основного проекта дружественного к детям и семье правосудия.
О медиации необходимо сказать отдельно.
В разрешении внутрисемейных конфликтов, особенно где затрагиваются права и интересы детей как при благополучных родителях, так и в иных случаях, нами активно используется процедура медиации. Суды при согласии сторон назначают процедуру медиации по таким категориям гражданских дел как расторжение брака, по спорам, затрагивающим интересы детей, спорам, вытекающим из алиментных обязательств. Так, в том числе с применением процедуры медиации, судами области прекращается по различным основаниям треть гражданских дел, связанных с воспитанием детей. За 9 месяцев 2018 года количество гражданских дел, где стороны изъявили желание пойти на информационную встречу с медиатором, составило в районных судах 600 и у мировых судей –620, что на 10% больше, чем в 2017 году.
Наблюдая эффективность такой работы, с 2014 года мы проводим процедуру медиации по уголовным делам. Начинали с процедуры восстановительной медиации по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних. Впоследствии и взрослые преступники, а также и потерпевшие от преступлений стали ходатайствовать по уголовным делам о проведении процедуры медиации, при которой стороны с помощью независимого медиатора желают договориться об удовлетворении требований о возмещении материального, компенсации морального вреда, причиненного преступлением, либо желают примириться и в связи с этим прекратить уголовное дело.
Анализ медиативных соглашений показывает, что проведение процедуры медиации способствует защите прав и интересов потерпевших от преступлений, направлено на реальное заглаживание причинённого вреда и улучшение взаимоотношений сторон, способствует достижению взаимоприемлемых условий примирения в большей степени, чем при решении вопроса о прекращении уголовного дела за примирением в обычном порядке, без участия посредника. В ряде случаев стороны, направленные для прохождения процедуры медиации в рамках одного уголовного дела, приходили к примирению и по другим делам, находящимся в производстве следователей, судей, в том числе рассматриваемым в порядке гражданского судопроизводства.
В связи с этим представляется целесообразным законодательно закрепить процессуальные основы института медиации в различных видах судопроизводства, опыт Липецкой области распространить в других регионах в целях повышения эффективности правосудия.
Кедрина Ольга Владимировна,
судья Липецкого областного суда
Национальная стратегия действий в интересах детей реализуется в каждом регионе страны. Судебная система Липецкой области с 2008 года использует инновационный проект дружественного к детям и семье правосудия, инициированный председателем Липецкого областного суда Марковым И.И.