Экологический конфликт, как конфликт социальный, имеет своими субъектами человека, группы лиц, общество. Специфическим субъектом, квалифицирующим этот социальный конфликт как экологический, является окружающая среда (природные ресурсы). Дополнительно в качестве субъекта конфликта могут быть задействованы сферы экономики (бизнеса), власти, внешней политики. Особенностью экологических конфликтов зачастую является участие органов власти (исполнительная, судебная, законодательная), которые становятся их косвенными участниками, привлекаемыми в процессе защиты прав граждан и юридических лиц, нарушенных конфликтом.
В отличие от обычного конфликта, в котором участвует, как правило, две стороны, экологический конфликт всегда имеет третью составляющую, одной из которых является сама окружающая среда, которая, составляя объект конфликта, является зачастую субъективно не представленным третьим участником.
Спецификой экологических конфликтов являются также объект, предмет, причины и условия, процессы их возникновения, эскалации, разрешения, особенности последствий.
Что касается объекта конфликта, то им может выступать любой элемент материального мира, окружающей среды, природных ресурсов, условий и способов природопользования, способный служить предметом личных, групповых, общественных, государственных, межгосударственных интересов. Предметом экологического конфликта является сама окружающая среда (природные ресурсы), ее элементы, связанные с ними права граждан и юридических лиц. Правильное определение предмета, объекта экологического конфликта, его причин и способствующих условий, обусловливает обоснованный выбор эффективных методов его урегулирования.
Высокая значимость возможных последствий таких конфликтов для общества и окружающей среды влечет необходимость особенного отношения к их проявлениям, своевременного реагирования на конфликт и его субъектов со стороны, в первую очередь, уполномоченных в природоохранной сфере государственных органов и организаций, специализированных и иных общественных организаций, посредников в урегулировании спора (медиаторов) .
Законодательно закрепленные механизмы разрешения споров в сфере природопользования предусматривают судебный и внесудебный порядок либо альтернативный порядок их разрешения с учетом особенностей экологических и природ ресурсных отношений.
С момента вступления в силу Федерального закона от 27 июля 2010 г. №193-ФЗ РФ «Об альтернативной процедура разрешения споров с участием посредника (процедура медиации)» (Далее – Закон о медиации), процедура медиации получила законодательное закрепление.
В соответствии п. 2 ст. 2 Закона о медиации, под процедурой медиации понимается способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.
Предусмотрена процессуальная возможность урегулирования спора с участием медиатора, согласно которой спор, возникший из гражданских, других правоотношений и подведомственный суду, по письменному соглашению сторон до удаления суда в совещательную комнату для вынесения судебного постановления по существу спора может быть передан для урегулирования сторонами с участием медиатора (ст. 153.5. ГПК РФ и ст. 138.4. АПК РФ).
Медиация становится обязательным досудебным урегулированием спора, если стороны заключили соглашение о её применении или в течение оговоренного для ее проведения срока обязались не обращаться в суд или заменили предусмотренную ФЗ процедуру досудебного урегулирования на медиацию – при условии, что соответствующий федеральный закон позволяет изменить порядок такого урегулирования договором (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 18 «О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства»).
Поскольку медиация является эффективным, доступным и мало затратным способом урегулирования спора, то она может расцениваться, как дополнительная процедура к судебному порядку. Обращение к медиатору может рассматриваться как обращение к другому независимому и беспристрастному органу по рассмотрению споров и/или в целом может рассматриваться как применение адекватных и эффективных средств правовой защиты.
Сроки урегулирования споров в медиации значительно короче сроков судебного разбирательства. Использование медиации также малозаратны для сторон, поскольку не требуется привлечение юридического представителя (адвоката), вознаграждение медиатору оплачивается в равных долях каждой из сторон медиации (если стороны не определят иной порядок оплаты), что помогает избежать судебных издержек при рассмотрении споров с участием общественности.
Цель участия медиатора в работе по разрешению экологического конфликта – снизить социальную напряженность, урегулировать экологический конфликт (спор) мирным образом с учетом потребностей каждой из сторон экологического конфликта, реализовать проект, влияющий на окружающую среду с учетом интересов всех, кого он затрагивает.
Задачи участия медиатора в работе по уже проявившемуся экологическому конфликту (спору) – определить всех реальных участников конфликта и включить в переговоры для выработки общего решения по его урегулированию; выяснить, какие потребности стоят за позициями сторон конфликта и каким образом возможно совместить их интересы; обеспечить проведение эффективных конструктивных переговоров; содействовать выработке исполнимых и реалистичных соглашений по урегулированию экологического конфликта, которые будут исполняться добровольно.
Принципами взаимодействия сторон экологического конфликта является: добровольность; добросовестность; равноправие и сотрудничество сторон; независимость, беспристрастность и нейтральность медиаторов; конфиденциальность информации в переговорах, за исключением той, которая придается публичной огласке по согласованию сторон; доверие, взаимное уважение и открытость в общении; учет интересов и потребностей каждой из сторон; ответственность за выработку и выполнение условий достигнутых соглашений; добровольное и добросовестное исполнение принятых на себя обязательств каждой из сторон.
Профилактикой экологических конфликтов путем экологической медиации является участие медиаторов в общественных обсуждениях для обеспечения эффективного, конструктивного и мирное обсуждения с учетом интересов всех заинтересованных сторон. Например, в настоящее время
Приморское региональное отделение Ассоциации юристов России создает комиссии по многим отраслям права и приглашает в качестве профессионального участника переговоров медиаторов и других специалистов для разрешения юридических вопросов.
В связи с чем, профессиональному медиатору необходимо определить круг лиц, их позиции и интересы, которые затрагиваются обсуждаемым проектом; организовать конструктивный диалог для обеспечения условий по соблюдению законных прав и интересов граждан (населения) и субъектов предпринимательской деятельности; способствовать выработке конструктивных замечаний по обсуждаемому проекту и выработке реалистичных взаимоприемлемых условий и решений; способствовать достижению исполнимых соглашений сторон; создать условия для последующей эффективной системы взаимодействия между инициаторами обсуждаемого проекта, гражданами, властями в течение реализации проекта.
Экологическая медиация может быть использована по большинству споров в сфере природопользования и охраны окружающей среды, в том числе и в градостроительных спорах, имеющих в своей основе частноправовой характер. Применение экологической медиации, реализация принципов медиации и медиативных инструментов для урегулирования экологических конфликтов и споров имеет значение не только для непосредственно экологического конфликта, который улаживается с учетом мнений и интересов каждой из его сторон, что приводит к снижению социальной напряженности в обществе, к эффективной реализации проектов, преобразующих окружающую среду.
Экологическая медиация позволяет всем участникам конфликта совместно осуществить поиск решения, рассчитанного на будущее, при котором сочетаются частные и публичные интересы граждан, общества и природы, решаются проблемы окружающей среды и экономического развития территорий.
Бутова Екатерина Евгеньевна
Адвокат Приморской краевой коллегии адвокатов,
профессиональный медиатор, член Дальневосточной
палаты медиаторов, член Ассоциации юристов России,
Руководитель департамента Палаты медиаторов
по Приморскому краю, член аттестационной комиссии
государственных экзаменов ВГУЭС.
Руководитель совета молодых адвокатов при
Адвокатской палате Приморского края.